Самооценка

В современной психологии выделяют три вида самооценки: заниженная, завышенная и адекватная. К слову сказать, последний вид встречается крайне редко.

Формируется самооценка, как и многое другое, в детстве. Долгое время ребенок пребывает в реальности, где границ между ним и миром не существует. Он находится в неведении относительно своего Я со всеми его возможностями. Затем постепенно просыпается самосознание и ребенок выделяет свою фигуру из окружающего фона. Начинает узнавать себя в зеркале и так далее. В дальнейшем самооценка формируется прежде всего из обратной связи, которую он получает от родителей и других лиц. Ребенок еще не знает, что такое банальное «хорошо и плохо», но такую оценку его поступку могут дать близкие люди. «Вот хорошо я слепил человечка из пластилина – значит и я хороший. А бабушкину вазу разбил – плохой.» К сожалению, родители не дифференцируют поступок от личности («поступок может быть плохим, но ты не становишься от этого хуже»).

Повторение, как говорится, мать учения. Со временем родительские оценки включаются во внутренний мир личности и становятся частью ее самовосприятия – происходит интериоризация.

Заниженная самооценка формируется там, где любые начинания маленького человечка рубятся на корню критикой, недостаточным ободрением или же неконгруэнтностью поведения родителей (когда малыша хвалят за пятерку со стеклянным взглядом и отстутсвующим выражением лица. Станиславский сказал бы «Не верю!»). Ну вот и ребенок не верит: сначала родителям, а потом и в собственные силы.

Завышенная самооценка возникает у людей, воспитывающихся, как правило, в гиперпротекции и часто коррелирует с демонстративностью. Любое «мяф» со стороны ребенка воспринимается родителями с упоением и слезами счастья на глазах. Критические замечания в семье отсутствуют, а если возникают в социальной среде (от учителей, например), то родители начинают войну с инакомыслием («Наш ребенок самый лучший, а вот педагоги в саду им совсем не занимаются»).

Адекватная самооценка возможна если ребенку дается правильная обратная связь. Когда совершается откровенно нехороший поступок – разумно объяснить, чем он плох. Поступок, но не ребенок. К сожалению, в подобных ситуациях оценка в виде клише достается ребенку: «испачкался – неряха», «не понял – глупый». И позже возникает в виде коротких мыслей-фраз на протяжении жизни в схожих ситуациях: «Вот я тупица, не мог справиться с этой задачей!», «Пролила соус, свинка».

Плавающая самооценка (от заниженной до завышенной) встречается в семьях, для которых характерно амбивалентное выражение чувств. Одна и та же ситуация может вызвать одновременно и одобрение, и порицание. Разобраться с двойными посланиями – непростая задача для ребенка.

Если в детстве мы не оказывали влияния на свою самооценку, то в зрелом возрасте ее можно успешно изменять. Разграничивать оценку родителя и ставить оценку собственную, более объективную к сложившейся ситуации. В маленьком возрасте человеку это неподвластно. Одна когда человек зрелый, он может отслеживать свои мысли и оценки и задаваться вопросом: «Кто сейчас во мне говорит — родители или я сам?» И подвергать их проверке реальностью: насколько сейчас эти мысли объективны?

Мы продолжим еще писать про самооценку. А пока на этом все.


Ч1тобы ваши комментарии не публиковались на вашей стене
- Не ставьте галочку "поделиться"