Согласно теории Юнга (который Карл Густав), у человека есть «Тень» и есть «Персона». В тени — все качества, которые как бы неугодны обществу. И в начале — неугодны родителям. Например, родители подавляли творческую составляющую в ребенке, и он научился ее прятать, она ушла в «тень». А на поверхности, то, что составляего его «персону» — одобряемые родителями и обществом качества.
Многие ошибочно полагают, что Персона — это светлая сторона человека, его добрая часть. Но обратимся к словарям: с латыни persona переводится как «маска». А маска, как известно, всегда надета на что-то еще, на реальное лицо.
Персона — это архетип, согласно воззрениям Юнга. Это своего рода публичная роль, которую играет человек.
Но мы должны понимать, что Персона — это продукт страха перед наказанием, а не воплощение светлого и доброго. Вообще, в Персоне даже больше опасности для душевного здоровья, чем в Тени, так как Персона — это всегда фальшь, обман, наносное и лишнее, а в Тени есть только то, что было дано от природы. (но было блокировано)
В одной главе из своей книги, юнгианский аналитик М. Стайн пишет: «Один мой друг работает на государственной службе в должности менеджера, поэтому он должен соблюдать общепринятые нормы, подражая поведению сотрудников и внешне разделяя их ценности. Его офис — это сообщество; определив, какой линии поведения следует придерживаться, он информирует своих подчиненных о том, что они должны разделять либеральные ценности. Мой друг говорит, что на рабочем месте играет эту роль легко и просто, но, когда остается один дома и смотрит телевизор, его реакции совсем другие. Он превращается в ультраконсерватора. На работе он образованный и либеральный современный мужчина. У его Эго, тем не менее, нет особой идентификации с позицией окружения. У него функциональная Персона: он легко надевает и снимает ее, не идентифицируясь с ней. Мой друг прекрасно это осознает».
Его друг осознавал эти свои качества и черты, но часто бывает так, что человек просто-напросто идентифицируется с Персоной. То есть капитально срастается со своей маской, не умея отличить — где то, что хотят видеть другие, и где он сам.