Некорректные люди

На выходных случилось побывать в родном городке, где я провела школьные годы чудесные – те, что с «дружбою, книгою, песнею». По стечению обстоятельств, встретились и школьные соседки по парте. Две девушки с именем М. – как два разных мира. Одна М.– молодая мама с коляской, демонстрирующая всем своим видом чудо рождения и эффектно выражающаяся крепкими словами. Другая М. – девушка, не торопящаяся с реализацией своей прямой биологической миссии. Вопрос первой был не нов, но все же заставил подумать. Не над ответом, а над смыслом вопроса. «А вы когда планируете рожать? Только вы одни и остались».

Как вообще отвечать на подобные вопросы: про лишний вес, замужество, роды? И почем интимные процессы в жизни женщины становятся достоянием общественности? Когда люди жили общинами, дело обстояло проще: для каждого события в жизни мужчины и женщины имелись особые ритуалы – инициации. В настоящее время подобных практик нет и процесс взросления принадлежит индивидуальностям. Однако, по-прежнему есть преемственность поколений, лояльность семейной системе. В каждом роду есть определенный сценарий, а Роберт Антон Уилсон, занимающийся квантовой психологией, называет подобное отличие в восприятии разными «тоннелями реальности». Это, в свою очередь, объясняет разницу в восприятии мира первой М. и второй М. Первая вполне лояльна своей системе, в которой идея материнства рассматривается как высшее благо для женщины, ее долг. Соответственно этой идее складывается и восприятие М. Из огромного числа стимулов, поступающих от окружающего мира, принимаются те, которые соответствуют этой идее и отвергаются неприемлемые. Вторая М., возможно, тоже лояльна своей семейной системе, но стимулы, которые она получала в детстве отличаются от стимулов первой («образование – как высшая ценность»). В ее реальности карьера и успех стоят на первом месте, не лишая ее возможности быть женственной. Фактически обе девушки находятся в разных психологических реалиях.

С этим понятно. А что еще характеризует всех этих «тактичных» людей, желающих знать подробности вашей личной жизни и калорийность вашего обеда? Как правило, все это люди с полупрозрачными границами. Не имея своей четкой границы, они игнорируют и чужое личное пространство. Это идея некого панибратства, на деле являющаяся банальной невоспитанностью и праздным любопытством. Для таких людей получить ответ на свой вопрос (про вес, замужество, работу) не столь важно, сколько задать сам вопрос. И тогда появляется ощущение собственной важности и самоценности. Звучит это примерно следующим образом: «Я свято верю, что женщина реализует себя исключительно через роль матери. Я себя реализовала. Когда я вижу женщин, думающих иначе, это только укрепляет мое мнение».

Как вести себя с «тактичным» людьми? Конечно, укреплять свои границы. Доказывать свою точку зрения здесь оказывается бессмысленным. А вот юмор может стать верным союзником, неожиданные ответы становятся своеобразным «разрывом шаблона».

— Ой, как ты поправилась?

— Да, 45 кг в прошлом, рада своим 55. Теперь с удовольствием хожу на латинские танцы.

Гораздо проще, если «тактичный» человек встречен случайно и спустя десять минут разговора он вас покидает. А что, если этот человек кто-то из ваших близких? Как в истории Бриджит Джонс, которая ненавидела рождественские вечера с семьей из-за фейерверка вопросов о личной жизни. С близкими людьми, меж тем, договориться проще, поскольку мотивация их вопросов иная. Здесь не праздное любопытство (даже если в это трудно поверить), а желание добра своему чаду. Остается всего немного – донести до близких, что большую пользу вам принесут не вопросы, а их эмоциональная поддержка и искреннее присутствие.


Ч1тобы ваши комментарии не публиковались на вашей стене
- Не ставьте галочку "поделиться"