Тот, кто гонится за модой, ведёт дорогостоящее, напряжённое и однообразное существование.
Александр фон Шенбург.
*
Я проектирую не одежду — я проектирую мечты.
Ralph Lauren, дизайнер
***
— Одежда — это все-таки ритуал. Это демонстрация статуса. Каждый должен одеваться в соответствии со своим положением в обществе. …Вообще-то во все эпохи действует один и тот же простой принцип, — сказал я, — который называется «industrial exemption». Одежда демонстрирует, что человек освобожден от тяжелого унизительного труда. Например, длинные рукава, спадающие ниже пальцев. Понятно, что дама, которая носит такую одежду, не будет мыть кастрюли или кормить свиней. Сюда же относятся кружева, нежнейшая обувь на каблуке, различные подчеркнуто нефункциональные детали костюма… Ну а сегодня это просто дорогая одежда, подобранная со вкусом. Такая, по которой видно, что человек не занимается окраской заборов.
— С теорией правильно, — сказала Гера. — Ошибка с практикой. Твоя офисная униформа вовсе не показывает, что ты освобожден от унизительного труда по окраске заборов. Наоборот. …Рама, ты одет как клерк перед интервью с нанимателем. И ты делаешь замечания мне? А стиль «industrial exemption» в двадцать первом веке — это когда тебя не волнует, что о твоем пиджаке подумает капитан галеры, где ты прикован к веслу. Все остальное — это производственная одежда. Даже если ты носишь «Ролекс». Кстати сказать, особенно если ты носишь «Ролекс».
«Empire V», В.Пелевин
Вот это ощущение, когда тебе все равно, что подумает «капитан галеры» хорошо иллюстрирует следующий сетевой диалог:
— Ну я видел в городе так одетых, всё хотел узнать чё за стиль.
— Да как, как одетых?
— Ннну… вот ботинки у тебя такие словно говорят «да пошли вы все!»
Привилегированные классы во все времена носили и носят всякую неудобную одежду для того, чтобы, отличаться от более низких классов, которым для работы нужна именно удобная одежда.
Важным дополнением является то, что менее привилегированные слои общества вылезают из кожи вон в надежде походить на более привилегированные. В бытовом примере это может быть девушка, которая копирует стиль «голливудской звезды» с красной дорожки, вероятно, высокие каблуки, вечерние наряды и прически, — но эта девушка идет не по красной дорожке, а залезает утром в маршрутку, чтоб доехать до своей изматывающей работы. О степени удобства ее гардероба можно только догадываться.
Кстати, о межполовых отличиях. В нашей культуре мужчине предписывается одеваться удобно, ну, бывает, еще «солидно», а женщинам — «красиво». Это значит как правило — неудобно. По крайней мере мне сложно представить, как могут быть удобны каблуки-шпильки, вырез декольте, короткие юбки,и прочее.
Впрочем, о каких бы различиях ни шла речь, в сфере моды речь всегда идет о рынке. Причем, рынке сбыта. Это купля-продажа. Это известно всем людям, занятым в области моды и дизайна одежды: производители ткани создают определенные объемы продукции, которую надо продать. На сегодняшний день монополист в этом деле — Италия. Там производят самую качественную ткань. Объемы этой ткани и потребность хозяина этой «лавки» продать ткань определяют то, что будут создавать модельеры. Это в принципе выглядит очень просто: производитель звонит модельерам и говорит «Делайте все из хлопка», и тут же создаются изделия из хлопка, и хлопок объявляется «тканью сезона», последним писком моды и так далее. Это распространяется на все слои населения, только далеко не все носят итальянские ткани: всё, что производится массово, шьется, к примеру, в Китае.
Таким же образом задается текстура ткани, цвет, принты, рисунки и узоры.
Кроме моды есть такое понятие как стиль. Это индивидуально подобранные вещи. В этом нет массовости. Конечно, сколько людей, столько и понятий о стиле. Но в повседневной жизни есть такие течения, которые все-таки можно как-то назвать или объединить. Одним из таких стилей, бунтарского направления, является бохо-стайл. Его еще называют бохо-шик. Он подразделяется на различные подстили типа «хиппи», «классика» и так далее, но в целом это означает такой…некий… бомж-стиль. Когда тебе наплевать, чего на тебе.
Яркими представителями, и, вроде бы, даже создателями этого стиля, являются сёстры Мери-Кейт и Эшли Олсен:
Нет-нет да и Мадонна предпочитает такой стиль:
А уж какой заядлый «бомжулька» Джонни Депп, и говорить не приходится:
Киану Ривз уже притча во языцех:
Брэд Питт тоже не отстает:
Кристен Стюарт иногда относят к этому стилю:
И уж совсем крэйзи-бомж-стайл демонстрирует Хелена Бонэм-Картер:
Мода, как известно, вещь переменчивая, гораздо лучше выработать свой стиль, а еще лучше — не заботиться о том, что подумает сосед, коллега, просто прохожий. Все это слишком мимолетно, чтоб еще об этом думать. Мода, она ведь, сегодня например, более-менее понятная, а завтра вот:
Лондонская Неделя мужской моды, между прочим. Ага, да.