Лень и безразличие. Скоро экзамены, а я даже не могу нормально готовиться к ним — не хочу и не могу заставить себя

Вопрос от Ирины

Здравствуйте. Сейчас я учусь в 9 классе. Я всегда старалась хорошо учиться и даже была отличницей: постоянно зубрила уроки, старалась в школе и была порядочным человеком. Мной очень гордились и всегда ставили в пример другим. Но в последнее время я не хочу делать что-то в школе, не хочу учить домашку. И меня это даже не заботит. Мне просто стало всё равно. Мне начали делать замечания, что я прекратила учиться, моя успеваемость понизилась. Но я даже не хочу браться за что-либо. Я просто хочу быть дома и плакать от безысходности. Скоро экзамены, а я даже не могу нормально готовиться к ним — не хочу и не могу заставить себя. Подскажите, пожалуйста, что делать в данной ситуации?

Письмо опубликовано с сохраненной орфографией и не редактировалось. 

 

Ответ на вопрос

Здравствуй, Ирина.

В твоем письме мне слышится ощущение какой-то бессмысленности, тупика. Как будто бы то, что радовало все эти 9 лет школы, потеряло всю свою значимость. Быть отличницей и примером для других больше не является таким важным условием для счастья. Похоже, что ты потеряла прежний смысл. Мы все во что-то верим, имеем убеждения на счет окружающей реальности: о себе и своем месте в мире, окружающих людях и явлениях. Эти убеждения помогают нам, мы на них опираемся, придерживаемся. Часто эти убеждения формируют наш индивидуальный (личный, как почерк) смысл – иными словами, зачем я что-то делаю? Например, мы верим в необходимость усилий, преодоления преград и выстраиваем вокруг этого свой личный смысл. А иногда, оказывается, что этот смысл мы даже не сами придумали, и вообще он не делает нас ни капельки счастливыми. Встает вопрос – а зачем я это делаю, если я не счастлив? Тогда возникает ощущение, что у нас как будто выбили почву из-под ног, и мы потеряли равновесие.

Лень и безразличие – это звоночки о том, что мы занимаемся не своим делом, не слушаем себя. Например, «я хочу заниматься музыкой, а вынуждена заниматься физикой» или «я очень устал и нуждаюсь в отдыхе, а должен учиться на одни пятерки». К тому же, выпуск из 9 класса – это как будто репетиция будущего выпуска из школы, когда нужно будет определиться с выбором учебного заведения, а то и жизненного пути. Обычно такой выбор рождает тревогу: кем мне быть в будущем, куда пойти учиться? Быть отличницей в начальной школе – довольно неплохой смысл, но в старшей школе реальность усложняется, и данный смысл перестает быть актуальным. Однако, когда один смысл теряет свою значимость, появляется место для нового. Давай помечтаем: кем ты видишь себя в самых смелых мечтах? Не ограничивай свою фантазию, можешь даже нарисовать свою мечту.

В школе у психолога ты сможешь пройти тесты на профориентацию, а также поговорить о своих переживаниях. Не бойся, многие дети в твоем возрасте испытывают тревогу и неопределенность. Тест Дж. Голланда на профориентацию ты сможешь пройти сама в интернете.

На вопрос отвечала Зинаида Минутина


Ч1тобы ваши комментарии не публиковались на вашей стене
- Не ставьте галочку "поделиться"